среда, 26 мая 2010 г.

Из опыта работы
воспитателя МДОУ ЦРР ДС № 473
Толкодубовой А.В.«Краеведение в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста»
«Поощрение развития краеведения — это задача федерального масштаба, важная и для всей России и для отдельных ее регионов — крупных областей и малых городов».-Сигурд Шмидт.
Tepмин «краеведение» закрепился в русском языке лишь в начале XX в., но о краеведной (или краеведческой) деятельности можно говорить, характеризуя и более раннее время. В XIX в. разрабатывались уже школьные учебные программы «родиноведения» (или «отчизноведения»), краеведению было отведено заметное место и в концепции «народного воспитания» К. Ушинского. Ныне под краеведением понимают сферу научной, культурно-просветительской и памятнико-охранительной деятельности определенной тематики: прошлое и настоящее какого-либо «края», а также сферу общественной деятельности той же направленности, к которой причастны не только ученые-специалисты, но и широкий круг лиц, преимущественно местных жителей. Оно отражает ощущения интереса и любви к своему краю — его природе, привычным особенностям местной повседневности, историко-культурному наследию. Краеведение стало и одной из главных программ учрежденного в начале перестройки Фонда культуры, возглавлявшегося академиком Д.С. Лихачевым, который придавал особое значение краеведению. В 1992 г. вышел в свет «Вестник Союза краеведов России» с обращением Д.С. Лихачева и рекомендацией основных программ, которые могли бы привлечь и юных краеведов: Культурное наследие; Природное наследие; Исторические некрополи России; Исчезнувшие памятники России; Великая Отечественная война; Земляки; Культурные гнезда России; Общественные музеи; Школьное краеведение. В том же году Д.С. Лихачев, приветствуя конференцию краеведов, писал: «Краеведение — основа нравственного воспитания народа», уже в средней школе, с юных лет приучающего «к сохранению своими руками культурного и природного наследия» и культуры, но и в формировании «нравственной оседлости».
Краеведение вошло не только в программы школьного обучения, но и программы дошкольного образования. Подготовлены многообразного типа учебные пособия; обновились экспозиции во многих местных музеях; появились региональные краеведческие журналы и альманахи, региональные энциклопедии.
Работая с детьми по программе «Детство» под редакцией В.И.Логиновой, к старшему дошкольному возрасту возникла необходимость дополнения раздела «Краеведение» новым содержанием, которое имеет региональный компонент.
Основной целью, которую мы поставили, является воспитание уважения к культурным традициям этноса в условиях поликультурного этнического региона. Воспитание познавательного интереса и любви к своей малой Родине, к родному городу.
Концептуальным подходом в разработке опыта организации эколого-краеведческого образования является раннее формирование культуры ребенка, его личности, начиная с дошкольного возраста. Ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста – часть своего рода, народа; что у каждого человека есть своя Родина; близкие и дорогие ему места, где живет он, его родственники. И нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг: и людям, и животным, и растениям, потому что все взаимосвязано.
Цель разрабатываемого эколого-краеведческого раздела в том, чтобы дать детям целостное представление о родном крае, пробудить в них любовь к городу, в котором они живут, помочь им осознать значение города Челябинска как крупнейшего российского промышленного и культурного центра.
Предлагаемый краеведческий раздел рассчитан на 2 года и содержит информацию о современном городе Челябинске и истории Южного Урала. Основной принцип построения занятий с дошкольниками базируется на использовании новых педагогических технологий: игровой; музейной педагогики; метода проектов; домашнего кинотеатра; метода LEGO - конструирования.
Основные задачи раздела «Краеведение»:
• Формировать чувственное, эмоционально-действеное отношение к родному городу, Южному Уралу;
• Расширять представление детей о достопримечательностях города Челябинск;
• Формировать у детей чувство принадлежности к определенной культуре, уважение к культурам других народов, проживающих на Южном Урале, сопричастности к событиям в городе Челябинск, родном крае;
• Помочь ребенку правильно ориентироваться в предметах материальной культуры, истории их происхождения и технического развития;
• Формировать устойчивую потребность общения с музеем, развивать основы музейной культуры;
• Воспитывать в детях чувство достоинства, гордости за свою семью, народ, город, край; Воспитывать осознанно-бережное, экологически-целесообразное отношение к человеку, к растениям, к животным, к неживой природе, к миру, созданному трудом человека в родном крае.
Реализация раздела также способствует воспитанию любви к малой Родине и Отечеству, развитию познавательного интереса, эстетических чувств, речевых, трудовых, изобразительных умений, творческих способностей.
Город растет. Новейшая история будет реализовываться через разные формы работы с дошкольниками. Реальность будет диктовать сам процесс. Развитие новых ориентиров даст пищу для творчества. Этому способствует открытость программы «Детство».
Важным условием успеха в эколого-краеведческом образовании детей дошкольного возраста является понимание всеми педагогами ДОУ значимости проблемы и необходимости содержательного педагогического сотрудничества и эффективного взаимодействия с семьей.
В системе формирования эколого-краеведческих представлений используем разные виды детской деятельности:
• игра (игровые обучающие ситуации с использованием игрового персонажа – куклы Хозяйки Медной горы, детские игры и упражнения);
• наблюдения;
• LEGO - конструирование;
• моделирование;
• художественно-творческая деятельность;
• работа с книгой и разнообразными изобразительными материалами;
• детский досуг.
Особое место занимают дидактические средства музейной педагогики, которые помогают приобщить детей к традиции музейной культуры, расширить кругозор, обогатить художественный опыт ребенка, адаптировать к окружающему миру. По¬скольку мы проживаем на Южном Урале, у нас имеются большие возможности познакомить детей 5-7 лет с бытом и традициями народов, проживающих ря¬дом: башкир, татар, русских. С этой целью мы решили создать в группе мини-музей. Для этого продумали содержание музея и составили перспективный план по ознакомлению детей с бытом названных народов. В работу по накоп¬лению материалов были включены родители, дети, родственники, знакомые. Сейчас наш музей включает в себя:
1. План-карта Южного Урала.
2. Подворье (русской избы).
3. Предметы быта национальностей.
4. Изделия южноуральских мастеров.
5. Куклы в национальной одежде.
6. Иллюстративный материал.
7. Коллекция уральских камней.
8. Картотека слайдов.
Предусматривается ознакомление с экспозициями различных музеев города, проведение циклов музейных занятий, организация мини музеев в детском саду, музейных центров в группах и в семье. Создан музей «Подворье русской избы». Его содержание соответствует цели и задачам блока «История жизни человека на Южном Урале». Музей имеет большое значение для сотрудничества дошкольного учреждения с семьей. Дети с гордостью представляют «семейные экспонаты», которые они нашли или создали вместе с родителями. Работа по знакомству детей с бытом и культурой многонационального Урала была бы неполной без участия родителей. Они являются нашими по¬мощниками в оснащении музея, пополнении его предметами старины. Кроме этого мы пополняем музей видеоматериалами. Поэтому перед отпуском мы даём домашнее задание родителям отснять старинные украшения домов, праздники в деревнях и селах, а также привозить старинные вещи и предметы.
В предлагаемом нами планировании отражен опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста, который мы использовали в старшей группе и продолжаем использовать в подготовительной.
Опыт включает планирование работы по темам «Истории жизни человека на Южном Урале», «Человек и природа Южного Урала», «Челябинск – мой родной город», планирование работы с родителями по ознакомлению детей с родным краем, а также примерные конспекты занятий по данным разделам.
Задачи и содержание работы определяются требованиями программы «Детство», программы «Наш дом – Южный Урал», а также спецификой дошкольного учреждения.
Представленный материал позволяет познакомить детей с природными, культурными, социальными, экономическими особенностями Южного Урала, показать связь родного города со всей страной.
Ознакомление дошкольников с Южным Уралом, с городом Челябинском осуществляется в трёх блоках образовательного процесса: в регламентированной деятельности на специальных занятиях, в совместной деятельности педагога с детьми и в самостоятельной деятельности детей. Предлагаемое тематическое планирование способствует постепенному, последовательному расширению и углубление знаний детей, формированию эмоционально – положительного отношения к полученным знаниям.
Важным является использование методов активного освоения детьми знаний о родном крае, которые они отражают в творческой, изобразительной деятельности, ручном труде, словесном творчестве.
Большое значение в реализации поставленных задач отводится наглядности. Нами создана картотека слайдов с материалами к занятиям, которые представлены в приложении.
Опыт убеждает, что дошкольников необходимо как можно раньше приобщать к истории родного края. Такая необходимость продиктована духовно-нравственными проблемами и противоречиями современной массовой культуры. Как бы ни менялось общество, есть качество, которое необходимо всегда. Это любовь к близким, бережное отношение к окружающим, любовь к своей Родине, а любовь к Родине начинается с воспитания любви к семье. Любить можно только то, что знаешь. Чем больше дошкольники будут знать о своем городе, тем больше будут его любить. Задача воспитателя - вызвать у детей желание узнать историю своего города, изучать ее и уметь рассказать об этом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий